Все чаще сталкиваюсь со случаями недобросовестной компьютерной помощи. И все эти истории начинаются с одной фразы «…как-то раз завис компьютер, и я позвонил по объявлению в подъезде…».
Отступление
В статье приведены приемы, которыми может воспользоваться недобросовестный мастер, для увеличения ценника и навязывания услуг. Не исключено, что предложенное мастером решение в конкретном случае будет рациональным и единственно верным. Приведенные примеры не являются доказательством чьей-либо вины, все совпадения случайны.
В каждой конкретной ситуации только специалист при личном визите может правильно продиагностировать и выбрать вариант решения проблемы. Ответственность за выбор лежит за владельцем техники.
Кстати, подобные материалы мы постоянно публикуем в Telegram. Стоит подписаться на канал, чтобы быть в курсе ;)
На доверии
Самое привлекательное в таких объявлениях это фраза «по соседству» в паре с «пенсионерам скидка». Согласись, звучит тепло и уютно. Создается образ доброго соседа, который живет в одном с тобой подъезде. На фотографии — порядочный и молодой человек. Не может же плохой человек жить настолько близко. Наверняка просто подрабатывает в свободное от учебы время и много не возьмет. А раз учится, значит толковый — всё проверит и починит.
Развитие событий
Заработав такое доверие, компьютерный мастер является первым кандидатом, к кому обратиться человек, у которого случилась беда с компьютером. Причин для вызова мастера много: от подозрений на вирус, замедлению работы, до тотальной поломки и невозможности включить устройство.
Далее пойдет по двум сценариям — «втереться в доверие и нагнать жути» или «квалифицированная помощь оказана за соизмеримое вознаграждение».
Если второй сценарий, то повезло, но узнаешь ты это только спустя какое-то время. А вот если первый…

Чек-лист услуг по ремонту ПК
Удобная памятка собрана в одном сообщении, которое можно сохранить себе в Телеграм: https://t.me/internetnotbad/17.
Итак, разберем основные “звоночки”, которые будут сигнализировать о недобросовестном мастере. И подумаем, как избежать навязывания лишних услуг.
Когда оформляешь вызов
- Мастер должен сказать стоимость выезда и диагностики. Никто ничего бесплатно не делает: либо стоимость услуг заведомо выше рыночной, либо мастер что-нибудь да найдет.
- Мастер должен объяснить на языке дилетанта, какие услуги потребуются для ремонта. Если ничего непонятно — ищи другого.
- Мастер должен сориентировать по стоимости. Запиши этот диапазон, оговори верхнюю границу заранее.
Когда встречаешь мастера
- Мастер должен провести диагностику без установки дополнительных программ. Конечно, ты не сможешь это проверить, но покажешь свою осведомленность.
- Мастер должен предоставить список требуемых услуг по прайсу с ценами. Плюс дополнительный список услуг, которые возможно потребуется по ходу ремонта. Профессионалы могут спрогнозировать такие вещи «на берегу».
1. Не стесняйся отказывать мастеру. Звони параллельно своему технически подкованному знакомому, цитируй все, что говорит мастер ПРЕЖДЕ чем он будет что-то делать. И только потом принимай решение.
2. Если мастер начинает нагнетать, пугать, охать и разыгрывать очень тяжелый случай — лучше вызови другого. Оплата лишь вызова данного актера будет выгодней и результативней, чем конский ценник, который в конце придется заплатить за сомнительный театр.
Список услуг, которые должны настораживать:
Если о цене договорились, интуиция не бьет тревогу, тогда запиши финальную стоимость и предупреди, что изменение в процессе ремонта требует отдельного с тобой согласования, иначе оплачены услуги не будут. Это нормальный деловой подход.
При установке программ с лицензией требуй чеки или наклейки с серийным номером — если подтверждения нет, то где гарантии что ставили лицензию? Услугу можно считать неоказанной.
Не отдавай ни при каких обстоятельствах свою технику на починку ни мастеру, ни курьеру. Если устройство неремонтопригодно в домашних условиях, лучше обратиться в сервисный центр самому. Этот сервис должен быть сертифицированным, о чем ты узнаешь на сайте производителя техники. Иначе можешь попасть в удивительную череду приключений “как забрать его обратно и не потерять половину комплектующих”.
Если после завершения работ мастер настоятельно рекомендует вызывать его повторно или периодически, стоит уточнить с какой целью. Компьютеры в наше время самодостаточны, если их намеренно не ломать, могут проработать пяток лет без какого-либо обслуживания, это не автомобиль которому надо менять масло. Смысла в периодических чистках нет. В Windows уже существуют механизмы самообслуживания и антивирусные программы, которые постоянно проверяют и следят за качеством системы.
Эти моменты легко проговаривать находясь в спокойной обстановке с рабочим оборудованием без посторонних людей, но гораздо сложнее принимать взвешенные решения в суматохе, агрессии и, что хуже, угрозах со стороны мастера. Думаю, как справляться с такими людьми — не надо объяснять, это типичный риск допуска в квартиру любого постороннего человека. Постарайся, чтобы в квартире в этот момент был кто-то еще, подключай соседа.
Пока беда не произошла
Еще больше информации о разводах в сети на канале «Интернет без бед». Не забудь подписаться.
Любые вопросы и свои личные приключения по этой теме пиши в комментариях к статье. Сделаем этот мир безопасней!
0 комментарий(я)